Здесь в этом тексте говорится, что
шраддхайатма прийах сатам. Когда мы не просто верим в то, что существует Верховная Личность Бога, а верим в преданное служение Верховной Личности Бога, верим в
бхакти, вот это
парамартхика-шраддха. Верить в
бхакти означает верить в то, что я являюсь слугой Господа. Не просто я — живое существо, а я — слуга Кришны.
Для того чтобы эту веру в
парамартхика-шраддху углублять, поддерживать, ежедневно в своей деятельности, я должен, каждый из нас должен делать этот выбор. Мы сейчас попробуем вместе повторить круг святого имени, сделав этот выбор. Но, так или иначе, когда мы вместе с преданными занимаемся какой-либо деятельностью, или просто по жизни мы что-то делаем, если в этот момент я не делаю выбор, кем я являюсь, если мой выбор личный отсутствует: я как наслаждающийся буду сейчас готовить, допустим, для преданных пир? На кухню заходит как бы контролёр-повар, самый главный повар. Если главный слуга служит...
Если мы выбор свой не делаем как слуги, то автоматически будет действовать кто?
Ишвара будет действовать. Даже преданным служением может заниматься
ишвара. То есть мы даже можем совершать
пуджу Божествам в настроении
ишвары: «Посмотрите на меня, я тут главный
пуджари! Учитесь, как нужно поклоняться!» Может быть такое вполне. Если перед совершением деятельности
джива или преданные, как мы, не сделали выбор для себя: кто будет поклоняться сейчас Верховной Личности Бога — слуга или
ишвара? Если слуга, то я должен настроить себя.
Если я выбираю служение,
татастха-шакти всегда выбирает... Если мы на кухне с преданными готовим какой-то пир, то как минимум первая настройка слуги, если я решил для себя как слуга действовать, первая вещь, о которой мы должны подумать: если я слуга, как минимум я не должен беспокойства причинять слугам Кришны. Согласны? Если я слуга. Тут осознанный выбор уже присутствует: я выбираю, что я как слуга должен действовать. Это
бхакти уже: я слуга Кришны, преданных.
И второй момент... В Кали-югу нам хотя бы на это настроиться нужно — не беспокоить. Если через какое то время будет получаться не беспокоить во время служения преданных, а значит, Кришну не беспокоить, то мы можем уже добавить вторую, самую важную составляющую:
прийах. Для удовлетворения преданных и Кришны действовать. В этом случае этот наш выбор, осознанность, углубляет нашу веру в то, что я — слуга Кришны. Не просто вера в то, что где-то есть Бог, а я — Твой главный слуга, а именно будет проявляться природа души. И вот тут возникает этот текст («Бхакти-расамрита-синдху», 1.1.11):
анйабхилашита-шунйам
джнана-кармадй-анавритам
анукулйена кришнану-
шиланам бхактир уттама
Анукула — для выгоды Кришны и Его преданных. То есть не я являюсь самым главным здесь, здесь есть главные. Вокруг меня в принципе только главные и находятся — это Кришна, Его преданные и Его частички, а я слуга. И
парамартхика-шраддха всегда означает вера в то, что я являюсь слугой. Но эту веру недостаточно один раз принять. Нужно каждый день, ежедневно, в любом служении этот выбор делать. В этой ситуации я сейчас буду действовать как слуга или как
ишвара (автоматически это будет)? Если я выбор не сделаю осознанный, будет действовать механический мир через меня. Материальная энергия будет диктовать мне.
Соответственно, слуга всегда, если осознанность присутствует, выбор, во время служения слуга всегда простит, не обидится, сможет проявить духовные качества. Почему? Потому что Кришна такому человеку дает духовные силы. Потому что этот выбор мы делаем. Выбор когда присутствует, мы Кришну выбираем, это означает, что мы больше верим не в то, что мы являемся материей, а больше верим в то, что я являюсь духом, то есть я — слуга.
Одно дело, когда мы просто философски приняли когда-то, в начале пути, что я — слуга, или периодически себе напоминаем: «Да... Похоже, я слуга... Слуга, да...», а на практике материальная энергия использует через наши чувства ум материальный, через эго действует, а мы просто как безвольные механизмы, наше «я» отсутствует в этой деятельности. Но когда мы, как личности, присутствуем в деятельности, и во время воспевания святого имени если я выбираю Кришну как Господина своего — святое имя, а я — слуга, как минимум во время воспевания Харе Кришна
мантры... Если я как слуга отсутствую во время воспевания святого имени, то материальный ум, эго, будут давить на меня, и я буду приставать к Кришне, в настроении
ишвары буду заказы какие-то делать. Или эти зазипованные материальные настроения будут раззиповываться, раскрываться, и у меня какие-то
калпанам будут появляться, какие-то стремления материальные будут возникать, поскольку в принципе личность отсутствует.
Но если во время воспевания мое «я» присутствует, потому что я —
татастха-шакти, я способен выбор делать. В этот момент, когда я выбираю, делаю выбор как слуга, то первая вещь, на что мы должны настроиться, как минимум: зря не беспокоить Господа. Потому что иногда мы беспокойство доставляем Кришне во время воспевания, слышали об этом? Не может быть такого? У нас могут быть во время воспевания странные мысли, странные желания, просьбы по отношению к Господу, не те мысли, настроение, которые могут удовлетворить Кришну. Отсутствует
анукулйена кришна-ану-шиланам. Это означает: между
ишварой и
дживой бхакти отсутствует, присутствует какая-то
карма-мишра-бхакти, гьяна-мишра-бхакти. При этом
карма и
гьяна могут как бы покрывать собой
бхакти. И конечно же Кришна разочаровывается в каком-то смысле. Он хочет с нами вступить в близкие, духовные отношения, а мы Ему предлагаем мертвые отношения. То есть механическое наше «я» пытается с Господом отношения выстроить. Господь нас не видит.
Поэтому для нас очень важно: первый момент — хотя бы не приставать к Господу со своими материальными какими-то желаниями. Почему? Потому что отсутствует мое «я», я отождествляю себя с этой оболочкой очередной. То есть я смотрю на Господа не своими глазами.
И первая вещь — этот выбор, вера в то, что я — частичка Кришны, я — живое существо, я — вечное живое существо, и посколько у меня там есть духовные качества, то в принципе, если я выбор сделаю, Кришне не сложно проявить эти качества: способность терпеть, способность удерживать свое сознание, оно всё проявится. Но мы должны поверить в это.
Если мы не поверим, если мы больше верим, что у меня не получится ничего, поскольку я — материальный ум, эти
анартхи, эти проблемы, то Кришна скажет: «Конечно, я поддержу твою веру. Если ты веришь в то, что ты — материя, будем как материя действовать сегодня». Но если я верю в то, что я душа, вечная частичка Кришны, и обращаюсь к Кришне в этом настроении, то первая вещь — я не беспокою. И вторая:
прийанам,
шраддха должна
прийанам, то есть я удовлетворить Кришну должен хотеть. Во время воспевания я воспеваю, чтобы доставить удовольствие Кришне. Каждую букву я воспеваю, принимая прибежище в этих звуках. Потому что ум у нас пытается всегда прибежище принять в материальных мыслях. В материи мы ищем прибежище. А наше прибежище находится в нашей природе духовной. Подобное воспевание, вера в то, что Кришна — душа моей души, — напоминаем, — что Он — корень моего сознания, что мы неразлучны друг от друга, мы — единое целое, одновременно мы едины, и в то же время мы разные личности. Но мы едины, это очень важно. Мы всегда рассматриваем свое счастье отдельно от Кришны и других Его частичек, живых существ, но наше счастье — в счастье Кришны. Поэтому, когда мы воспеваем Харе Кришна
мантру, мы должны настроиться на эту
самбандха-гьяну. Давайте мы настроимся сейчас и повторим круг.
Положение
ишвары: независимый
(сварат) полностью. Положение
дживы: мы должны ценить себя как частичек Бога. Если мы не будем ценить себя, мы не будем себя изучать, согласны? Если мы не ценим какую-то личность, мы сможем ей внимание уделить должное? Если человека мы не ценим, мы даже не сможем нормально взглянуть ему в глаза. Только если мы ценим человека, мы можем туда заглянуть глубже и задержаться на какое-то врем. Если мы ценим. Но если мы себя как живых существ, вечных частичек Бога, не ценим, мы не будем интересоваться собою. Это важный момент.
Если человеку не нравится дом, в котором он живет, квартира — ну, «неудачно купил, скоро хочу продать», он не ценит эту квартиру, он не будет туда вкладываться, в эту квартиру, он не будет там убираться. «Скоро продам...» В такую квартиру, где всё в беспорядке, знаете, там коробки везде стоят, не убирается человек, в такой дом никого не пригласишь в гости. Если даже будут проситься в гости, мы скажем: «Да знаешь, там... Потом. Может, давай к тебе?»
Или если человек не ценит свою семью, он будет в стороне что-то искать, счастье. Он не будет вкладываться в свою семью. Если мы в гости придем к такому человеку, который не ценит свою семью, случайно попали так — раз, — и мы себя неудобно почувствуем, согласны? Нам захочется быстро уйти из этой семьи, где люди не ценят друг друга, нет ценности семейной. Или дом непонятно какой.
Подобно этому, если мы не ценим свое духовное «я», как вечных частичек Кришны, если мы не любим себя, как «Супер, что нас так Кришна создал! Как повезло нам, что мы такие живые существа — вечные, полные вечности, знания, блаженства!» Если мы не будем ценить себя, то мы не будем вкладываться в свое «я». Мы не будем интересоваться собой: кто нас создал, зачем он нас создал, какие у него там планы были? Нас это не будет интересовать. Если мы не заинтересуемся собой как живыми существами, у нас не появится ценность: «А зачем мне нужен Кришна тогда? Почему я должен двигаться к Нему? Если мое „я“ отсутствует, если нет у меня выбора?» Но если у меня будет выбор, я начну ценить то, что Кришна нас таким образом создал... Представляете, Кришна не сдержался, нас создал! Потому что Он понял, что без нас Ему будет неинтересно. Он очень сильно ценит каждого из нас.
Есть такая ценность в «Нектаре преданности»:
кришна-каршини. Когда
джива чистое свое, изначальное положение обретает,
анукулйена кришна-ану-шиланам, когда она бескорыстие проявляет в сердце, Кришна начинает привлекаться живым существом. Он не может сдержаться, Он Сам стремится к общению с этим преданным. Уже этому преданному не надо стучаться. Вот мы каждый день воспеваем: «Кришна, Ты там? Где Ты там?» Там уже Кришна Сам будет стучаться к нам: «Можно к тебе? Потому что ты Меня привлекаешь».
И есть такое качество в «Нектаре преданности» —
шубхада. Где говорится:
прийанам, преданный, начинает ценить всех живых существ. Почему он начинает ценить? Потому что он понял, что живое существо — это сокровище. В «Харинама-чинтамани» две ценных вещи:
кришна-таттва и
джива-таттва. Он понимает: «Я попал в эту категорию, мне повезло: я
джива-таттва». И он начинает ценить всех живых существ.
И следующее качество:
джагат-анурага. Все живые существа начинают его ценить. В ответ на то, что он начинает ценить всех живых существ как частичек Бога, потому что он верит в свою духовную природу, не в материальную природу, а в духовную природу. Поэтому он уже сквозь пальцы смотрит на какую-то обусловленность, на какие-то шероховатости личности. Он понимает: там же
джива, которая также соткана для вечности, знания и блаженства. Он начинает ценить, и в результате этой веры трансцендентной,
парамартхика-шраддхи, все живые существа начинают ценить этого человека. Там описывается
шубхада.
И третье качество —
сад-гуна, то есть у него появляются все духовные качества.
И последняя вещь, там говорится (я забыл уже)... Счастье, в общем. Такой человек становится счастливым.
Сукхада, что ли, называется? И это всё связано с нашей природой живой. Это живое существо должно выбор делать: я выбираю Кришну, потому что мы созданы друг для друга. Если я — материя, я думаю: «Я недостоин Кришны. Кто я такой, чтобы сейчас с Ним вступать в связь, стремиться получить откровение... Кто я такой? Я грязный. Поэтому буду повторять, как материя сегодня: Харе Кришна Харе Кришна... Без вариантов... Влияет на меня какая-то звезда, мне астролог сказал... Харе Рама... Не получится еще 20 лет».
Но если у меня есть вера в духовную природу, я тут же, с уверенностью, с полной решимостью, потому что у меня есть право, Кришна мне это право дал. Кришна дал мне право обратиться к Нему и Кришна ответит мне, если Он захочет. В этом настроении мы повторяем.
Давайте мы сейчас настроимся на то, что душа нашей души — Кришна, и наша задача — не себя удовлетворять, а Кришну, корень поливаем. Это и есть наша выгода. Счастье Кришны — это наше счастье. Вначале Кришна счастлив, тогда и мы счастливы. И в этом настроении мы обратимся к
ишваре как личности, с выбором: я выбираю удовлетворение Кришны.
шри-кришна-чаитанйа прабху нитйананда шри-адвайта гададхара шривасади-гаура-бхакта вринда харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе харе рама харе рама рама рама харе харе(Совместная
джапа-медитация)
Первый наш практический вывод из составляющей
самбандха-гьяны, левая сторона треугольника:
ишвара-
джива — что для того, чтобы проявилась
бхакти... Бхакти мы можем сравнить со знаком «плюс». Если между
дживой и
ишварой возникает знак «плюс», то есть
анукулйена-кришна-ану-шиланам, наш выбор, то это будет равно
бхакти, любви.
Кришна вдохновляется нашим выбором. Если мы выбираем не свое личное счастье, а счастье Кришны, Его удовлетворение, если наше сознание осознанно на такую жертву идет... Для нас в материальном мире это жертвоприношение, героизм такой: «Не для себя, а для Тебя», то
ишвара это очень ценит. Потому что Кришна видит наше бедственное положение в материальном мире, у нас столько проблем, само материальное тело — уже проблема. Еще эта ситуация, в которой мы находимся, борьба за выживание в этом мире, отсутствие уважительных отношений, эксплуатация, которая нас окружает — это всё, конечно же, сосредотачивает наше сознание на том, чтобы что-то выпрашивать у Господа для себя. Потому что мы находимся в дефиците в материальном мире.
Но если мы отождествим себя, благодаря
шраванам,
киртанам, слушанию о качествах и играх Господа, слушанию о
бхакти-таттве, практике преданного служения... Мы сосредотачиваем свое сознание в вере в свою духовную природу и отождествляем себя не с этими проблемами материи, а отождествляем себя с духовным существом, обращаемся к Кришне и желаем счастья Кришне во время воспевания: «Кришна, будь доволен моим воспеванием, будь доволен моим служением. Позволь мне действовать ради Твоего удовлетворения!», то это очень сильно вдохновляет
ишвару.
Кришна буквально чувствует это ощущение, в каком-то смысле Он благодарность ощущает глубокую, поскольку Он думает: «Несмотря на свое такое тяжелое положение, эта
джива желает Мне счастья. Я тут
сат-чит-ананда, полон блаженства, купаюсь в блаженстве со Своими спутниками во Вриндаване, в
преме купаюсь, а он там, в материальном мире, в болоте погряз и при этом он желает Мне счастья?!» И Кришна думает: «Нет, Я не могу не ответить этой
дживе!»
Вот этот «плюс» возникает, когда бескорыстие. А бескорыстие невозможно, если мы отождествляем себя с материей. Бескорыстие возможно, если мы отождествляем себя с духовной природой. У души естественно
анукулйена кришна-ану-шиланам, это естественное состояние души. Но если мы благодаря
шраванам и
киртанам из этой позиции воспеваем: «Кришна, будь доволен! Мои интересы — это не самое важное. Самое важное — это Твои интересы». Если мы на алтарь своего сердца ставим успех Кришны, Его счастье, успех
вайшнавов, духовного учителя, и в этом настроении воспеваем: «Позвольте мне служить вам качественно». И этот осознанный выбор присутствует во время воспевания, не механически мы воспеваем, а наше «я» присутствует, и это наш выбор, то на этот наш выбор бескорыстный Кришна не может не ответить. Обязательно проявляется высшее «Я». В этой молитве, в этом
бхаджане второй появляется,
бхакти появляется.
Ишвара +
джива =
бхакти, любовь.
Если мы каждый день будем осознанно этот выбор делать во время воспевания святых имен Кришны... В течение дня совершая какое-то служение, соприкасаясь с
вайшнавами и даже с живыми существами, частичками Кришны, мы будем выбирать свою природу слуги, — мы будем верить не просто в Бога, а в то, что я — преданный, я — слуга Кришны и всех Его энергий, и в этом настроении «не побеспокоить, а удовлетворить» осознанно будем действовать.
Этот наш осознанный выбор, положение слуги,
дживера ‘сварупа’ хайа кришнера ‘нитйадаса’, — он будет формировать в нашем сознании
бхакти-васаны, бхакти-самскары.
Они сами по себе механически не возникают, от механической деятельности, обязательно должен присутствовать выбор, наше «я» должно там присутствовать, осознанный выбор должен быть. Наш осознанный выбор
бхакти формирует эти духовные впечатления, настроение. И в какой-то момент, когда мы много-много наберем таких
васан духовных, благодаря нашему выбору, нам не нужно будет во время воспевания все время памятовать о
самбандхе. Мы просто будем в этом настроении воспевать, они проявят определенное настроение. В этом настроении мы просто будем зависеть от святых имен, и нам будет очень комфортно зависеть не от каких-то своих материальных мыслей и желаний, от механических, навязанных нам желаний и мыслей, а мы будем зависеть от реальности. Потому что есть реальная наша жизнь, а есть существование. Механические наши мысли и желания — это просто существование, нас там нет. Жизнь означает включенность, энтузиазм, присутствие нашего «я», радость.
Поэтому для нас очень важна эта часть
самбандхи всегда. Пока еще мы должны удерживать в своем сознании, что мы не сами по себе здесь живем, не сами по себе мы друг с другом общаемся. Не сами по себе мы друг с другом поругались, вот ты и я. Мы так думаем, что
дживы сталкиваются по своей воле, но мы упускаем присутствие Кришны. Где тут Кришна тогда? Кришна рисует эти рисунки, особенно в обществе преданных когда возникают конфликты какие-то, мы не должны убирать роль Кришны. Потому что Кришна видит, что в каждом из нас какие-то сидят
анартхи.
Это когда, знаете, в крови, в нашем организме, какой-то яд накапливается, мы что-то такое съели,
ама накапливается, и иммунитет собирает всю эту грязь отовсюду, и иногда бывает, формирует какой-то «фурункул» в каком-то месте, потому что всё это надо выбросить наружу. И вот когда преданные собираются, начинают воспевать, вместе служить Кришне, Кришна видит: у каждого есть какие-то
анартхи, и Он всё это собирает, сталкивает преданных. В какой-то момент «фурункул» возникает. И преданные думают, что здесь Кришна ни при чем. Мы верим, что мы материя и поэтому думаем, что это из-за
аханкары — его, моей
аханкары: «Тут нужно разобраться кто прав, кто виноват...» А мы упускаем роль Кришны. А Кришна хочет... Он этот фурункул собирает, эту проблему, и говорит: «Давай, может, выдавлю, и будет очень хорошо вам житься. Будете обниматься, будете любить друг друга, только позвольте Мне выдавить». Мы говорим: «Не, не, лучше задуть, лейкопластырем заклеить, чтобы опять рассосалось все, ушло».
Это происходит снова и снова, потому что мы верим в материю. Но если мы будем верить в дух, мы становимся бесстрашными, потому что мы знаем: Кришна разберется, Он знает. Любой конфликт можно духовно очень быстро решить, если мы, как
дживы, простим друг друга. Если мы больше будем отождествлять себя не с материей, а с частичкой Бога. А для этого мы должны выбор делать во время воспевания Харе Кришна
мантры, снова и снова себе напоминать, что я — душа, что я не не материя, и что я выбираю бескорыстное служение.
Спасибо, преданные, за внимание. Так получилось, что времени не осталось на вопросы. Шрила Прабхупада —
ки джайа!